Круглый стол «Инклюзия и дополнительное образование: условия, возможности, перспективы»
19 апреля 2019 г. в рамках научно-практического семинара Московского отделения ФПОР состоялся круглый стол на тему «Инклюзия и дополнительное образование: условия, возможности, перспективы». Целями данного мероприятия стали: выявление условий, которые будут способствовать эффективной организации обучения таких детей в системе дополнительного образования; выработка общих позиций взаимодействия педагогов и родителей.
В работе круглого стола приняли участие административные и педагогические работники, специалисты служб социально-психологического сопровождения системы общего и дополнительного образования г. Москвы и Московской области.
Участниками была отмечена актуальность проблемы инклюзивного обучения детей в системе дополнительного образования. Обсуждая вопрос целесообразности инклюзивного образования в учреждениях дополнительного образования, участники отметили, что таких детей становится все больше, и, приходя в данные учреждения, они должны иметь возможность там обучаться. В связи с этим актуальным становится вопрос о возможных формах включения детей с особыми образовательными потребностями в систему дополнительного образования. В настоящее время там, где это возможно преобладает индивидуальная форма занятий с детьми с особыми образовательными потребностями. Однако, опыт Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (ФРЦ МГППУ) показывает, что инклюзивные образовательные программы для детей с РАС, проводимые совместно с музеями г. Москвы, способствуют лучшей социализации таких детей и подходят для детей как с различными нарушениями, так и с нормой в развитии.
Обсуждая вопрос ресурсов учреждений дополнительного образования, участниками круглого стола было отмечено, что в настоящее время отмечается недостаточность профессиональной подготовки педагогов для работы с детьми с особенностями в развитии. Также было отмечено, что большинство учреждений дополнительного образования не имеют достаточной материально-технической базы (в том числе специального учебного оборудования) для создания условий, адекватных потребностям детей с различными нозологиями.
Родители детей с особыми образовательными потребностями стараются не рассказывать об особенностях своего ребенка педагогам и в редких случаях доводят до сведения педагогов те рекомендации, которые получают от специалистов ПМПК. Ситуация немногим лучше в тех учреждениях, где есть психологи.
В ходе обсуждения участники круглого стола сошлись во мнении, что для обеспечения эффективного функционирования учреждений дополнительного образования в условиях инклюзивной образовательной среды необходимо:
Участники круглого стола приняли решение:
1. Создать рабочую группу по стратегии развития инклюзии в сфере дополнительного образования детей на базе АНО «Центр современного искусства «Терция». Данная рабочая группа призвана описать цели, задачи и ресурсы, необходимые для разработки данной стратегии и в ее состав могут войти как участники круглого стола, так и все заинтересованные специалисты.
Для участия в рабочей группе необходимо заполнить анкету по ссылке:
https://www.tertia-music.com/tvorcheskaya-inklyuziya
2. Создать информационный ресурс (сайт), на котором будет аккумулирована актуальная информация по проблеме «творческой» инклюзии (сведения о существующих программах дополнительного профессионального образования (курсах повышения квалификации), программах высшего образования, существующий опыт работы в системе дополнительного образования детей с особыми образовательными потребностями и т.п.). Ответственный – Гетманенко А.О., директор АНО «Центр современного искусства «Терция». Информация о созданном ресурсе будет размещена на сайте организации: